Ученики чебоксарского лицея № 44 побывали на выставке «Продлевая жизнь шедевров»

Ученики чебоксарского лицея № 44 побывали на выставке «Продлевая жизнь шедевров» в Чувашском государственном художественном музее. Здесь в рамках федерального проекта по детскому образовательному туризму «Живые уроки» школьники города знакомятся с творчеством знаменитых мастеров кисти. Более 70 полотен вернулись в Чебоксары после московского бенефиса — они экспонировались в Третьяковской галерее. Чтобы предстать перед широкой публикой, картины прошли обновление во Всероссийском художественно-научном реставрационном центре имени И.Э. Грабаря.

На реставрацию забрали сразу 74 картины — небывалый случай не только для сотрудников нашего музея, но даже для московских специалистов. Из республиканского бюджета было выделено около 12 млн руб. В коллекции, которую сейчас может увидеть каждый горожанин, работы русских художников — Кустодиева, Рокотова, Поленова, Тропинина, Перова, Левитана, Куинджи, Крамского, Петрова-Водкина и многих других, а также двух корифеев чувашской живописи — Алексея Кокеля и Никиты Сверчкова.

Реставраторов часто сравнивают с медиками. Главная заповедь реставратора, как у врача — не навреди. В исследованиях применяются практически медицинские технологии. Например, рентген. А еще — инфракрасные и ультрафиолетовые лучи. Ведь важно добраться до самых глубин полотна. И здесь порой неожиданно всплывают тайны, о которых молчал шедевр.

К примеру, на выставке можно увидеть несколько картин мастера световых эффектов (я бы даже сказала — спецэффектов) Архипа Куинджи. Это его шедевр «Лунная ночь на Днепре» в 1880 году был показан в Петербурге — выставка одной картины! Посетители все норовили заглянуть за полотно — нет ли там лампочек? А теперь сюрприз реставрационных исследований: когда готовилась выставка этого художника в Третьяковке, из Чу­ваш­ского художественного музея забрали все его работы. А «Закат» оставили — усомнились в авторстве. Дело в том, что на картинах, принадлежащих кисти Куинджи, нет людей. А здесь на бумаге маслом запечатлена крестьянка после работы в лучах заходящего солнца. Отделили от бумаги картонку, когда-то заботливо наклеенную для сохранности, и выяснилось, что на обороте «Заката» — авторская олеография (печатная репродукция) именно «Лунной ночи на Днепре». Сомнений не осталось — Куинджи!

В центре Грабаря есть база эталонных образцов. Это микроскопические пробы, отобранные экспертами с подлинников — с ними впоследствии сравнивают материалы поступающих на реставрацию картин. Крохотный фрагмент, около 1 кубического миллиметра, расскажет о слоях картины — грунте, красках, лаках. Ведь у каждого живописца — своя манера письма, своя техника, а значит, и свой арсенал пигментов. «А может ли художник взять и использовать другой набор красок?» — поинтересовалась юная любительница живописи у экскурсовода Лады Макаровой, заведующей отделом русского и зарубежного искусства Художественного музея. Почему бы и нет? Взять, к примеру, картину «Натурщик» Алексея Кокеля, написанную в 1906—1907 годах. В то время как раз появилась новая краска — цинковые белила (вместо свинцовых). Художник воспользовался новинкой.

Чувашский художественный музей пополнил эталонную базу образцами работ Кокеля. Художник был большим экспериментатором, использовал авторские грунты, собственную технологию письма. Над его работами трудилась художник-реставратор Анастасия Шинкаренко. Надо было укрепить красочный слой, сохранив при этом рельефную живопись.

Исследования Центра имени Грабаря позволяют не просто детально изучить саму картину, но и с высокой точностью установить дату, регион создания, школу, автора. Эталонные образцы нужны для того, чтобы подобрать нужную методику реставрации и вписать произведение в хронологический ряд — исторический или определенный творческий период автора. Специалистам важно знать не только состав материалов, но и биографию картины до музея — происхождение, информацию о владельцах.

Вот старинные портреты. Авторы не установлены, зато личности, изображенные на холстах, весьма известные. Наталья На­рыш­кина — мать Петра Первого, император Павел Первый, его сын Константин. А на этих двух портретах — незнакомки. Но насчет одной все-таки есть зацепка. Эта же дама и в том же платье обнаружена еще на двух полотнах — одно находится в Тверской картинной галерее, а другое в частной коллекции. У специалистов несколько предположений: вероятно, это одна из сестер Куракиных — либо старшая, либо младшая. Или же Елена Апраксина, в замужестве Куракина. Столько версий — настоящий детектив! Поиск человека с картины.

Толстый слой лака на портрете Натальи Нарышкиной сильно искажал картину. После реставрации она засияла. Попутно выяснилось немало интересного: написана на сшивном холсте (ткацкие станки тогда не выдавали широкое полотно), грунтовка — ярко-оранжевого цвета, что тоже встречается нечасто. Изначально портрет был квадратным, и только потом его изменили по моде — обрезали и натянули на овальный подрамник.

В Москве над картинами трудилась целая команда ре­с­тавра­торов — 17 человек готовили их к выставке в Третьяков­ской галерее в рамках проекта «Золотая карта России». Полотна обрели вторую жизнь, посвежели, переоделись в новые рамы. В таких масштабах работы из коллекции Чуваш­ско­го художественного музея не реставрировались никогда (до этого лишь отдельные входили в некоторые российские композиции). Около 30 картин (к примеру, знаменитые «Одуванчики» Леви­тана и «Желтое лицо» Петрова-Водкина — на фото) вообще не проходили столь тщательного исследования с использованием современного оборудования.

На эту уникальную выставку теперь приходят школьники со всего города. Вот и в этот раз ученики провели полтора часа на одном дыхании. Интересно! Многие подростки о реставрации, конечно, слышали, но с тонкостями ознакомились только сейчас. Все показано наглядно: на витринах под стеклом — фотографии с пошаговыми этапами восстановления, описания проводившихся исследований, вид полотна до и после. Выставка в музее продлится до конца февраля. Потом многие картины могут отправиться в фондохранилище.

Раздел выставки «Бэлла Ита­лия» — от картин просто глаз не отвести. Наши художники любили бывать в этой стране. Велико­леп­ные пейзажи Алексея Бого­любова (курортный городок у Неаполи­тан­ского залива), любителя античности Степана Балаковича. А Руфим Суд­ков­ский был маринистом — его творчество высоко оценивал сам Айвазовский.

Здесь можно увидеть работы художников-передвижников: портреты известных людей того времени, сюжеты бытового жанра. Ну и, конечно же, русский пейзаж — а это в том числе яркий представитель Исаак Левитан. Его знаменитые «Одуванчики» оказались с секретом: под цветами более раннее изображение, горизонтальный пейзаж.

Рентгеновский снимок картины «Желтое лицо» художника-новатора Петрова-Водкина показал, что она тоже двуслойная, под видимой поверхностью — совсем другой образ. Этим и объясняются сложности реставрации, полотно ей долго не поддавалось.

Оборотная сторона картин — это особое место для тайн. «Финский пейзаж» Роберта Фалька, авангардиста начала XX века, создан в 1910-е годы. Изначально он был вертикальный, но потом художник подрезал картину, перетянул холст, и на обороте появилось изображение женщины. Долгое время полотно так и демонстрировалось — как женский портрет. Пока реставраторы не обнаружили первоначальные финские домики. И сколько еще таких тайн, о которых молчат картины?



"Чебоксарские новости"
09 февраля 2021
12:18
Поделиться