Методические рекомендации по аттестации

Методические рекомендации по аттестации

В целях приведения локальных актов образовательных учреждений в соответствие с новым законодательством и учитывая, что в настоящее время формируется новое правовое поле Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики разъясняет следующее.

При подборе, приеме на работу и расстановке кадров руководители образовательных учреждений должны руководствоваться пунктами 62 и 67 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 (далее – Типовое положение), и приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

В соответствии с пунктом 62 Типового положения на педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.

Согласно пункту 67 Типового положения работники общеобразовательного учреждения должны соответствовать требованиям квалификационных характеристик и обязаны выполнять устав общеобразовательного учреждения.

Так, в малокомплектных школах, при необходимости, возможно назначение на должность учителя лиц, не имеющих высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, но при этом имеющих высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении и специальность, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.

В соответствии с пунктом 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н, в отношении вновь принимаемых в общеобразовательные учреждения специалистов, квалификация которых не соответствует требованиям квалификационных характеристик, руководителям образовательных учреждений рекомендуется сформировать в общеобразовательном учреждении аттестационную комиссию. Аттестационная комиссия, о которой идет речь в пункте 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования, в отличие от аттестационной комиссии, сформированной Минобразования Чувашии, призвана выполнять другую задачу - коллегиально рассматривать возможность приема на работу лиц, квалификация

которых не соответствует требованиям квалификационных характеристик, и выносить соответствующую рекомендацию для работодателя.

Предъявление к квалификации педагогических работников требования о наличии высшего или среднего профессионального образования, в т.ч. по определенному направлению профессиональной подготовки, не означает, что работники, у которых отсутствует требуемое образование, не могут быть приняты на соответствующие должности.

С одной стороны, отсутствие у претендента на должность педагогического работника требуемого образования может явиться причиной для отказа в заключении с ним трудового договора, если работодатель считает необходимым принять на вакантную должность специалиста с соответствующим уровнем образования.

С другой стороны, если работодатель считает возможным принять, к примеру, на должность учителя лицо, у которого отсутствует требуемое образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, то он не вправе принять такое решение единолично, поскольку назначение на должность работника, не имеющего специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» квалификационных характеристик, предусматривает необходимость получения рекомендации аттестационной комиссии.

Таким образом, лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Учитывая, что порядок назначения работника, не отвечающего установленным квалификационным требованиям, связан с наличием опыта работы и с выполнением качественно и в полном объеме возложенных на него должностных обязанностей, то роль аттестационной комиссии может заключаться именно в оценке возможностей претендента выполнять предусмотренные по этой должности обязанности с учетом опыта его предыдущей работы. Кроме того, в целях проверки возможностей работника выполнять качественно и в полном объеме предусмотренные должностные обязанности аттестационной комиссией может быть рекомендовано при заключении трудового договора предусмотреть условие об испытании работника в порядке и на условиях, установленных статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ). В соответствии со статьей 71 ТК РФ при неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня, с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. Решение работодателя работник имеет право обжаловать в суде.

При неудовлетворительном результате испытания расторжение трудового договора производится без учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа первичной профсоюзной организации и без выплаты выходного пособия.

Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях.

Если в период испытания работник придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня.

Таким образом, норма, предусмотренная пунктом 9 приказа Минздравсоцразвития России, может быть применена в отношении лиц, работающих в образовательном учреждении на определенной должности, или претендующих на вакантную должность педагогического работника и не имеющих при этом специальной подготовки или стажа работы, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, и по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Примеры:

1. Имеется в школе вакансия учителя начальных классов. На данную должность претендует учитель русского языка и литературы.

Возможный вариант решения вопроса:

рассмотреть на аттестационной комиссии соответствие кандидатуры вакантной должности в соответствии с пунктом 9 приказа Минздравсоцразвития России и направить ее рекомендации руководителю образовательного учреждения для принятия решения. При условии назначения на данную должность обеспечить прохождение обучения по программам дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательном учреждении.

2. Учителем физкультуры работает учитель изобразительного искусства.

Возможный вариант решения вопроса:

соответствие педагогических работников, проработавших в занимаемой должности не менее 2-х лет, решается через проведение аттестации на подтверждение соответствия занимаемой должности.

3. В школе открыт специальный (коррекционный) класс для детей с ограниченными возможностями здоровья. Один из учебных предметов ведет учитель, не прошедший соответствующую подготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения.

Возможный вариант решения вопроса:

в соответствии с п.29 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.1997 г. № 288, для работы в специальных (коррекционных) классах учителя должны пройти соответствующую переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения.

 Министр                                                                                                В.Н. Иванов