В республике перешли на новый формат горячего питания для школьников

Сосиска хорошо, а запеканка лучше

Первое, о чем большинство родителей спрашивают детей, вернувшихся из школы: «Чем вас сегодня кормили? Ты поел?» — вовсе не из любопытства. Потому что если подростки могут вполне самостоятельно «добыть» себе пищу из холодильника, то с младшеклассниками приходится держать ухо востро: они могут забыть, что пропустили обед и не понимать, отчего плохо себя чувствуют. В зависимости от ответа родителю надо либо бежать на кухню и срочно кормить уставшего школяра, либо выдохнуть и заниматься до обеда-ужина своими делами. Несмотря на то, что уже действуют новые СанПиНы, которые требуют обеспечивать здоровой пищей учащихся, находящихся в школе шесть и более часов, два раза, интерес к школьным завтракам и обедам не падает.
Казалось бы, все просто — пища должна быть горячей и полезной, ее состав должен быть выдержан по набору белков, жиров и углеводов. Но проблема в нюансах. Одни категорически не едят супы, другие не переносят каши, третьи кривятся при виде салатов. И остро встает вопрос: какие блюда можно приготовить сразу для нескольких сотен ребятишек, чтобы они их съели и набрали необходимые им нутриенты, чтобы продукты не отправились в мусорное ведро?

Чтобы горячее питание в школах было полноценным, за двухнедельным меню ведется постоянный контроль.

Разговариваем с заведующей производством Алевтиной Талановой в школе № 18 во время обеда третьеклассников. Ребятня лихо уплетает овсянку, а Алевтина Порфирьевна рассказывает о своих наблюдениях. Оказывается, все школьники поголовно любят гороховый суп и куриный суп с вермишелью, а вот борщ и щи, как правило, остаются в половине тарелок. Без исключения всем нравится картофельное пюре, котлеты, а рыба с овощами не вызывает у них восторга.
Рустам и Ангелина уже позавтракали, ждут, когда поедят их одноклассники. Спрашиваю, какие блюда им нравятся. Ангелина радостно отвечает, что она ест все: кашу, салат и даже борщ. А маленький Рустам охотно ест вермишель с сосиской. Говорю, что теперь сосисок не будет, их заменят куриными кнелями и творожной запеканкой. Мальчик огорчается: «Без сосиски мне будет грустно, но запеканка — это хорошо». В беседу вступает еще одна малышка: «А я сосиски не ем, мама говорит, они вредные. Кнели… Не знаю, что это такое. Борщ всегда ем, он тут вкусный, не кислый и без перца. Я острое не люблю. А маме некогда всем разное готовить, она с работы поздно приходит».

КСТАТИ
Детский рацион должен быть сбалансированным, питательным и полезным. Роспотребнадзор подробно расписал режим питания, массы порций, набор продуктов и суточную потребность в витаминах и микроэлементах для детей разного возраста.

Заглядывающие в столовую старшеклассники интересуются, хватит ли им творожной запеканки? Про нее они узнали по запаху ванили, который проник из кухни в коридоры. Спрашиваю, были ли случаи, когда им чего-то не хватало? Ребята смеются, что котлеты могли бы быть побольше, и вообще надо бы овощные салаты заменить мясом. Но если серьезно, то кормят вполне нормально, все съедобное. Иногда на вкус блюда пресноваты, но учителя им объяснили, что специи, уксус и майонез в школьном питании под запретом, поэтому приходится мириться. И еще жаль, что супы выбирать нельзя: они бы ели гороховый и солянку вместо тех, где капуста или свекла плавает. Солянку, по словам завпроизводством, в школе готовят нежирную и обязательно добавляют картофель: дети «не понимают» супов без картошки.
Все ученики готовы питаться ватрушками с творогом или повидлом, сладкими булочками, но по новому стандарту горячий обед нельзя заменять буфетной продукцией. Кроме того, СанПиН требует составлять меню так, чтобы кулинарные, мучные, кондитерские и хлебобулочные изделия были распределены по разным приемам пищи: завтрак и второй завтрак — для первой смены, обед и полдник — для второй.
При этом, уверяет Алевтина Порфирьевна, если кому-то необходимо отдельное питание, например, у ребенка аллергия на злаковые или непереносимость молока, то ему заменяют опасные для него продукты на те, что разрешены.
Как рассказал журналистам начальник Управления образования столицы республики Дмитрий Захаров, все школы города уже перешли на новый формат. Отказ от колбасных изделий компенсировали куриным мясом. Разработали новые блюда: плов и гуляш из курицы, куриные кнели. И очень важный шаг — включили в меню творожную запеканку. Далеко не в каждой семье ее готовят, а ведь нужно выдержать баланс минералов и прочих необходимых веществ для растущего организма ребенка.
«В каждой школе есть своя изюминка — где-то запеканку готовят с морковью, где-то подают со сладким соусом, чтобы детям было интересно ее есть, — говорит Дмитрий Захаров. — Мы постоянно держим на контроле меню. И если ученики что-то категорически есть не хотят, стараемся заменить это блюдо на другое, чтобы оно было и вкусным, и полезным».
Кроме того, по его словам, в школах используется йодированная соль, чтобы восполнить дефицит йода, который наблюдается в нашем регионе. Если у ребенка проблемы со здоровьем и он нуждается в особом питании, то нужно принести справку от врача, чтобы повара могли рассмотреть возможность заменить ему общие блюда на индивидуальные. Еще в столовой собираются поставить микроволновки — если ребенку необходимо лечебное питание, он мог бы принести его из дома и здесь разогреть.
За качеством питания следят сразу несколько ведомств, кроме школьной бракеражной комиссии, родительского комитета и руководства учебного заведения. А еще появились ученические патрули, которые приходят в пищеблок, где их знакомят с технологией приготовления блюд, показывают, как соблюдаются санитарные нормы. Это позволяет заинтересовать ребят технологическим процессом, культивирует в них приверженность здоровому питанию.

 

 

Фото Олега Мальцева
Третьеклассники с аппетитом уплетали кашу и новое пока для школы блюдо — творожную запеканку. Судя по всему, оно в меню приживется.



31 января 2021
18:00
Поделиться