Начальник управления образования Дмитрий Захаров подвел итоги работы и определил задачи на предстоящий учебный год

Начальник управления образования Дмитрий Захаров подвел итоги работы и определил задачи на предстоящий учебный год

«От национальных целей и стратегических задач к новому качеству муниципальной системы образования»

Формат педагогической конференции дает нам возможность подвести итоги работы системы образования города, обсудить успехи и проблемы, обозначить перспективы.

Прошлый учебный год был непростой. Пандемия отразилась на всех сферах жизни. Но образовательные организации города Чебоксары с честью выдержали все вызовы времени. В городе построена новая школа, организовано бесплатное питание для учащихся начальных классов, запущен ряд инновационных проектов.

52 образовательные организации включены в Федеральный Реестр «Всероссийская книга Почёта».

Впервые в истории грантовой деятельности СОШ 61 стала победителем федерального гранта Минпросвещения на сумму 10 млн. руб.

4 чебоксарских педагога вошли в список лучших учителей России. Мы не только улучшаем результаты, но и своевременно реагируем на вызовы времени. В целях поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья созданы консультационные центры в детских садах и опорные площадки на базе школ. Ресурсные центры оказывают методическое сопровождение педагогам и специалистам.

В Чебоксарах обучается свыше 100 тыс. детей.  Еще недавно цифра была около 70 тыс. Каждый 5-ый житель города – это воспитанник детского сада или школьник.

Социально-демографические процессы в городе требуют решительных мер. На протяжении последних лет построен 31 детский сад и создано более 14 тыс. мест. Только вдумайтесь, это численность населения города Цивильск!

Дети с 1,5 лет получили возможность поступать в ДОУ. Сейчас у горожан остался актуальным вопрос направления детей в детские сады в шаговой доступности.

По другому ситуация обстоит в школах. На протяжении последних лет численность школьников растет, но материальный фонд не успевает модернизироваться.

Сегодня 26 школ обучается во 2 смену (43%), а семь лет назад в две смены обучались дети только в 11 школах (18%).

Как же решается данная проблема?

1) Строительство новых школ. С 2017 года в городе создано 4 300 ученических мест.

Начато строительство школы в микрорайоне «Садовый». Запланировано строительство в микрорайонах Университет, Акварель, Радужный, Лента, Солнечный, Новый город.

2) Своевременным стало принятие Правительством Чувашской Республики программы по модернизации и ремонту детских садов и школ. Он стал плановым и комплексным. По сути, с директора снимается функция «прораб», что позволяет руководителю уделять больше времени образовательному процессу.

В текущем году капитальный ремонт проводится в 11 детских садах, 7 школах, 2 загородных лагерях. На эти цели предусмотрено на сумму более 770 млн. руб. (контракты заключены на 740 млн. руб.). Для школ, где проводится модернизация, закупается мебель для начального звена. В 60 школах заменено изношенное оборудование в школьных столовых на сумму 77 млн. руб.

До конца 2021 года в 59 образовательных организациях более 45 тыс. устаревших ламп освещения будут обновлены на новые светодиодные.

3) Решить проблему помогает  перепрофилирование имеющихся помещений под классы.

Для обеспечения учебными местами в микрорайоне «Солнечный» предлагаем провести работы в рамках перепрофилирования имеющихся помещений в СОШ № 53, 55, Лицее № 44, Центре образования № 2. Это позволит дополнительно создать 415 ученических мест.

Просим Министерство образования поддержать данный проект.

Опыт работы в этом направлении имеется. С 2017 года были созданы 360 дополнительных мест в школах (№ 6,56,59,61,Гимназия №4). Экономическая эффективность данного проекта почти в 12 раз выше по сравнению с затратами на открытие одного ученического места при строительстве новой школы.

Помимо требований к созданию комфортных и безопасных условий у общества  растет и требование к повышению качества образования. И руководителям необходимо сосредоточиться на этой задаче.

Средний балл ЕГЭ по обязательным предметам в г. Чебоксары выше аналогичного результата по Чувашии. До 41 человека увеличилось количество обучающихся, получивших 100 баллов. По русскому языку и математике удалось улучшить ситуацию по сравнению с прошлыми годами.

Но есть и результаты, которые заставляют нас задуматься. До 38 выросло количество школ, имеющих средний балл по русскому языку и по профильной математике ниже среднего балла по городу.

Также по  сравнению с 2019 годом снизился средний балл ОГЭ по русскому языку и математике.

Увеличилась доля девятиклассников, не преодолевших минимальный порог.

Исходя из диаграмм, мы видим, что происходит разрыв между передовыми школами и теми, кто не может дать сильные результаты.

С учетом вышесказанного, считаю необходимым определить основные направления деятельности:

- повышение качества обучения и воспитания;

- проведение обязательной независимой диагностики;

- информатизация образовательного процесса;

- методическое сопровождение педагогов.

Основным направлением является качество образования. Система управления качеством включает несколько уровней и требует последовательного решения многих задач.

По словам министра просвещения Сергея Кравцова «Без объективной картины нельзя управлять системой образования, нельзя заниматься содержательной работой …. Только так мы сумеем укрепить единое образовательное пространство, формируя равный доступ детей к качественным занятиям по всей стране».

Именно с этой целью Управлением образования разработана муниципальная программа «Управление качеством образования».

Для оказания адресной методической помощи школам заключено соглашение с Федеральным институтом оценки качества образования (ФИОКО).

Все школы внесли изменения в Положения внутренней системы оценки качества образования. В целях изучения эффективности и объективности ВСОКО учреждения привлекают  внешних экспертов.

Накоплен опыт работы с:

- системой СтатГрад;

- платформой «ЯКласс»;

-  агентством «Лидер»;

- учебным центром «Годограф».

По рекомендациям экспертов были внесены изменения в учебные планы 19 школ.

Считаю необходимым увеличить число внешних экспертов и перечень предоставляемых услуг.

В ходе проведения независимой оценки качества, были определены школы с низкими образовательными показателями. В течение учебного года им было уделено особое внимание.

Школы разработали дорожные карты и программы, заключили соглашения с ЧРИО и Школами-лидерами по оказанию методической поддержки. 52 учителя русского языка и математики прошли курсы повышения квалификации.

Системная работа привела к положительным изменениям качества образования. Так, в десятку лучших по ЕГЭ вошла СОШ №28. Повысился средний балл по ОГЭ, ЕГЭ в СОШ № 9,18, 28, 29, Заволжской школе.

Несмотря на улучшение результатов, прошу руководителей всех учреждений продолжить работу по:

- мониторингу качества обучающихся на основе ВСОКО;

- внесению изменений в учебные планы и программы;

- внедрению эффективных педагогических технологий.

Поможет улучшить качество образования и создаваемая цифровая среда. Все школы к 1 сентября подключены к сети «Интернет» со скоростью 100 Мбит/с, 51 школа оснащены wifi-роутерами.

Прошу руководителей учреждений сформировать учебные кабинеты для трансляции уроков посредством локальной сети.

Единая локальная сеть создана благодаря поддержке главы администрации города А.О. Ладыкова. На ее создание было выделено более 2 млн. руб.

Сеть позволяет проводить учебные занятия в дистанционном формате, семинары методических объединений, видеоконференции, открытые уроки педагогов. Каналы передачи данных работают без доступа в сеть Интернет.

Руководители городских методических объединений и учителя-предметники школ с низкими образовательными результатами уже апробировали данную систему. Их уроки могли увидеть все педагогическое сообщество города.

Руководителям школ и городских методических объединений в новом учебном году ставлю задачу организовать систематическое проведение учителями предметниками открытых уроков по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ и всероссийской олимпиаде школьников.

В рамках цифровизации в библиотечную систему школ внедрен единый электронный каталог. Он объединил книжный фонд системы образования города.

Наша задача: обеспечить школьников  электронным абонементом и организовать свободный доступ к библиотечному фонду всех школ.

Качественное образование должно быть практикоориентированно. Я позволю себе цитату древнегреческого философа Аристиппа: «Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».

Уже с дошкольного возраста ведется работа по ранней профориентации детей, в том числе с акцентом на знакомство с рабочими профессиями. На базе 72 детских садов созданы кабинеты                  IT-технологий, робототехники, LEGO-конструирования, медиа-студии, агро-лаборатории.

Считаю необходимым продолжить работу по оснащению всех дошкольных учреждений.

Школы активно подключаются к профориентационной работе. Обучающиеся принимают участие в федеральных проектах «Билет в будущее» и «ПроеКТОриЯ».

Муниципальные проекты помогают познакомить ребят с востребованными профессиями на рынке труда и вывести учебные занятия за пределы классного кабинета, перенести их в музеи, парки, на предприятия города.

Но хотел бы отметить, что количество участвующих в проектах «Университетские субботы» и «Живые уроки», в последние годы значительно уменьшилось. С одной стороны, это можно объяснить непростой эпидобстановкой, а с другой - слабым контролем со стороны администрации школ.

Прошу в срок до 10 сентября разработать график посещения городских объектов в рамках «Живых уроков».

Системная работа дала свои результаты. За пять лет количество выпускников 9 классов, выбравших программы СПО, увеличилось на 15% (с 41 до 56%).

Наиболее активно ребята выбирают профессии, связанные с машиностроением, строительством и городским хозяйством.

Если говорить про тех ребят, кто после 9-ого класса решил остаться в школе, то сегодня более 80% обучается в профильных классах по своим направлениям. В  текущем учебном году в  180 профильных классах будут обучаться около 4,5 тыс.  чел.

Особенно востребованным является технологический профиль. В проекте «Инженерные классы» во взаимодействии с ЧГУ им. И.Н.Ульянова участвуют 7 школ (Гимназия 1, Лицей №2, 4, СОШ № 27, 40, 57, 65). Ребята изучают инженерную графику, мехатронику, 3 D моделирование  и проходят практику на предприятиях города.

Высокие результаты поступления в вузы отмечаются у выпускников

профильных классов социально-экономического  (96%) и  технологического (92 %) направлений.

Наибольший процент (от 85 и выше) поступивших в вузы по профилю обучения показали следующие школы: СОШ № 40, 62, Лицеи  № 2, 3,  44, Гимназия 46.

Сегодня при создании  профильных классов необходимо ориентироваться на запросы экономики. Особое внимание прошу обратить на создание педагогических, инженерных и IT классов.

Приведу несколько примеров взаимодействия школ с предприятиями. Так,  Школа № 24 ведет работу с ЧЭАЗ и Чебоксарским электромеханическим колледжем. Начиная с 5 класса свыше 300 обучающихся знакомятся с оборудованием предприятий, участвуют в лабораторных занятиях, разрабатывают проекты. В прошлом году в электромеханический колледж поступил каждый второй девятиклассник этой школы, более 60 % выпускников 11  классов выбрали ВУЗы технической направленности.

Обучающиеся в профильном медицинском классе СОШ № 31 изучают «Основы медицинских знаний», «Сестринское дело» на базе ЧГУ им. И.Н.Ульянова. А на базе Федерального центра травматологии и ортопедии проходят летнюю практику по основам ухода за больными. Как результат, 80% выпускников школы поступают дальше на медфак ЧГУ.

С 1 сентября СОШ № 37, 47 совместно с  ЧГУ и Электроаппаратным  заводом приступают к реализации проекта по созданию  условий для профессиональной ориентации школьников. Образовательная программа, составленная в соответствии с ФГОС учитывает потребности реального работодателя – партнера.

Поручаю каждой школе найти себе партнеров и выстроить взаимодействие «Школа-вуз-предприятие»,  внедрив данное направление в учебные планы школ.

Целенаправленная профориентационная работа дает возможность подготовить кадры для отрасли образования. 

Всем известно, что с каждым годом кадровый вопрос становится все острее для города Чебоксары. В летний период наши руководители детских садов и школ искали около 500 воспитателей, учителей, вспомогательного персонала.

Правительством республики и администрацией города принимаются меры для создания положительного имиджа учителя и  для материальной его поддержки.

За последние годы мы максимально задействуем человеческий ресурс.

Но имеющиеся резервы не успевают за открывающимися новыми детсками садами и школами. До 2024 года должно быть построено 7 школ, а это более 500 педагогов.

Назрела необходимость объединить усилия школ и педагогического университета. Сегодня мы создали педклассы на базе СОШ № 50,65, но этого недостаточно.

Считаю, необходимо школам продолжить  открытие педагогических классов и выстроить дальнейшую траекторию взаимодействия с ЧГПУ по поступлению выпускников.

Уже стало обычным, что студенты педагогических специальностей с четвертого курса ведут уроки в школе, тем самым способствуют уменьшению количеству вакансий.
Прошу директоров учреждений усилить работу по привлечению студентов старших курсов педагогического университета на практику с перспективой дальнейшего трудоустройства.

Говоря об образовании, мы подразумеваем и воспитание, которое сегодня становится обязательной частью образовательного процесса.

С 1 сентября во всех школах приступят к реализации программ воспитания, в которых особое внимание уделяется патриотическим мероприятиям.

По мнению Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, «в патриотическом воспитании важны прежде всего честность, открытость и эффективность. Формальный подход недопустим, он убивает эту работу на корню».

Если говорить о патриотическом воспитании, то 2021-й – год трудового подвига строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей. Указом Президента Чебоксарам присвоено звания Города трудовой доблести.

Педагоги и школьники вносят свой вклад в сохранение памяти о тех  днях. В школах города работают 30 музеев Боевой Славы, которые ежегодно посещают более 15 тыс. детей. В роли экскурсоводов чаще выступают сами школьники.

«Наша с вами задача - чтобы дети в школе учили не только таблицу умножения и азы грамматики, а получали нужные компетенции и жизненную позицию любить Родину, делать все, чтобы жизнь вокруг постоянно менялась к лучшему»,- считает Глава Республики Олег Алексеевич  Николаев.

Историю строительства Сурского и Казанского оборонительных рубежей первыми начали изучать члены 13 поисковых отрядов.

Выезжая в районы, школьники встречались с непосредственными участниками событий тех лет. Результатом поисковой работы школьников стали сборник воспоминаний и путеводитель.

1 сентября во всех школах пройдет Урок мужества.

Продолжить знакомство с историей и культурой, в рамках «Живых уроков» поможет проект «Пушкинская карта». Ключ программы — специальная банковская карта, которой молодежь в возрасте от 14 до 22 лет сможет расплачиваться при покупке билетов в музеи, театры и другие учреждения культуры по всей стране.

В рамках данного проекта появится возможность, например, провести урок литературы  для 7 класса  в театре при изучении драмы А. С. Пушкина «Борис Годунов» или урок истории по теме «Период правления Бориса Годунова».

Перед руководителями образовательных учреждений ставлю задачу: необходимо с 1 сентября 2021 года разработать программу реализации проекта «Пушкинская карта», включив в тематические планы посещение музеев и театров.

Поможет в вопросах воспитания и развитие ученического  самоуправления. Так, в СОШ 59 функционирует Школьная республика.

Во многих школах есть положительные примеры по вовлечению учащихся в научное общество школьников. Конкурсы «Школьный ревизорро» и «Завтрак победителя» позволяют включиться детям в процессы организации школьного питания. Необходимо продолжить положительный опыт.

Поручаю каждому учреждению разработать проекты, которые будут способствовать появлению традиций в школе и приобретут статус традиционных общешкольных мероприятий.

В планировании образовательной траектории школы участвуют общественные организации, родительские комитеты, члены женсовета и «Совета отцов».

Считаю необходимым продолжить практику привлечения родительской общественности к контролю за качеством питания, и  организации работы по закреплению общественных воспитателей за подростками «группы риска». 

Стабильный позитивный имидж образовательного учреждения – это  ресурс любой организации. В нашем городе имеется положительный опыт брендирования образовательных учреждений.

Так, например, в детских садах № 7 и № 8 фирменный стиль в одежде, оформлении помещений и использование логотипов стал узнаваем на уровне России. Современный, обновленный облик школ №37, 39, 54, 59 способствует вовлечению обучающихся в систему информационных технологий, знакомит с историей и традициями республики.

Однако, существует проблема лишь частичного, эпизодического использования этого направления. У многих руководителей нет системы, нет четкой осознанности, как создать дизайн помещений образовательных организаций в соответствии с современными стандартами.

Ставлю задачу всем руководителям приступить к оформлению образовательного пространства учреждения и созданию фирменного стиля.

Для выполнения поручения прошу руководствоваться разработанными Минобразования методическими рекомендациями по дизайну.

Указом Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлены важные задачи перед системой образования. Сегодня мы с вами определили векторы развития муниципальной системы образования, в части:

- модернизации учреждений;

- изменения подхода к качеству образования и воспитания; 

- создания открытого образовательного пространства.

Перед нами стоят непростые задачи и только сообща мы сможем их решить. Сделать систему образования лучше только в наших силах!



26 августа 2021
14:00
Поделиться