Чебоксарские школьники пожали руку герою спецоперации // Советская Чувашия. 2022.12.23. С.1.
На встречах с Денисом Любимовым в чебоксарских школах успела сложиться хорошая традиция: каждому ученику герой крепко жмет руку. Фото chwom.rchuv.ru
Победу разделят по-братски
Когда в класс чебоксарской школы № 37 вошел молодой статный мужчина в форме с медалями на груди и в зеленом спецназовском берете, ребята, участники школьных патриотических объединений мгновенно вытянулись в струнку, поприветствовав гостя громким «Здравия желаем!». Герой нашего времени чебоксарец Денис Любимов, как представила бойца председатель Союза женщин Чувашии Наталья Николаева, в самом начале специальной военной операции ушел добровольцем на Донбасс. На уроке мужества он рассказал чебоксарским школьникам о невероятной силе духа российских солдат, боевом братстве и взаимовыручке наших воинов и удивительной личной истории, заставляющей поверить в чудо.
Денис и Дмитрий
Несколько месяцев назад «СЧ» уже рассказывала о земляке Дмитрии Любимове, добровольцем ушедшем на Донбасс и получившим 22 июня во время спасения трех молодых солдат на поле боя тяжелейшие осколочные ранения от кассетной мины. Долгое время родственники не могли установить с ним связь и считали без вести пропавшим. Пока не узнали, что он находится на лечении в Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова в Санкт-Петербурге, куда Дмитрий поступил без документов, не в силах сказать ни своего имени, ни адреса. Пережив две комы, клиническую смерть, серьезную операцию, боец чудом вспомнил свое имя — и родные сразу же собрались к нему.
А в преддверии Дня отца, который отмечался в октябре, его и других бойцов, восстанавливающихся в госпитале в Питере, навестили гости из Чувашии — депутат Госдумы Алла Салаева и руководитель женского движения республики Наталья Николаева. Они вручили Дмитрию целую коробку писем и детских рисунков из родной республики. «Слезы стояли в глазах и у него, и у нас, — вспоминает Наталья Николаева тот день. — От радости, гордости, ощущения единства. Дмитрию так важна была эта связь с малой родиной».
В школе № 59 Дениса Любимова впечатлило выступление ученика школы Евгения Кривокижа с песней «Я — русский». Фото chwom.rchuv.ru
Недавно эта история получила удивительное продолжение. В самолете, после очередной командировки, внимание Натальи Алексеевны привлек молодой человек в военной форме с медалями, который пристально смотрел на нее. Оказалось, что это был младший брат того самого Дмитрия Любимова Денис. На Донбасс братья отправились вместе добровольцами. «Случайностей не бывает, — добавила Наталья Алексеевна на встрече со школьниками. — Послушав рассказы Дениса, я поняла, что о его переживаниях за брата, о воинском братстве вообще, о событиях, происходящих там и рассказанных очевидцем, должны узнать и другие».
Отправиться на передовую приказала совесть
Денис и его брат Дмитрий Любимовы из семьи военнослужащих. Когда младший Денис учился на первом курсе тогда еще Института туризма и сервиса, старший Дмитрий уже принимал участие в контртеррористической операции в Чечне. «Мне стало стыдно, что я нахожусь дома, в тепле, под маминым крылом, сытый и обутый, а брат там. Принял решение экстерном окончить первый курс и ушел в армию добровольно, без всякого принуждения», — рассказал внимавшим каждому его слову мальчишкам и девчонкам гость. Денис попал на территорию Северного Кавказа, полтора года прослужил в Чечне в составе 14-го Аргунского пограничного отряда специального назначения, принимал участие в боевых действиях, был контужен и ранен. Отслужив «срочку», остался по контракту, воевал в Сирии. Такой же «послужной список» и у его брата Дмитрия.
Ученики школы № 37 рассказали, что узнать о спецоперации от непосредственного ее участника намного ценнее, чем прочитать о событиях в интернете. Фото Ольги Казаковой.
В феврале, когда началась спецоперация, разговоры братьев все чаще стали заходить о поездке добровольцами на Донбасс, причем первым собираться стал старший. «Если ты поедешь, то и я тоже», — поддержал Денис. О своем решении объявили родным и близким лишь за два дня до отъезда и в апреле отправились в дорогу. «Поехали добровольно, нас никто не принуждал. Ну разве только собственная совесть…» — добавляет Денис.
Вдвоем с братом определились в добровольческий батальон «Барс-13» в роту разведки — оба имеют специальность разведчика. И сразу же, как только 2 мая попали на территорию Украины, оказались в самом жестоком на тот момент месте боевых столкновений — так называемом «Шервудском лесу». «На участке, по площади больше, чем Чебоксары, находилось около 15 тысяч боевиков, а нас, «барсов», было примерно 500 человек. С первых минут завязались сильные бои, мы сразу попали под обстрел — сначала минометный, потом — ракетный, были потери, но мы все-таки пробили брешь», — вспоминает первые фронтовые дни боец. Памятна для него и еще одна дата — 28 мая. С поля боя он вытащил тяжело раненного командира одной из групп — впоследствии Денис Любимов узнал, что именно за этот поступок его наградили орденом Мужества. Спасенный им боец уже поправился и снова защищает Родину на передовой.
А 22 июня, аккурат в годовщину начала Великой Отечественной войны, их с братом фронтовые пути разминулись. Зная, что противник именно в этот день нанесет сильный удар, наши военнослужащие уже с трех часов ночи готовились отразить атаку. Зловещая тишина тянулась до десяти утра, после чего противник начал яростно «выжигать все вокруг», применяя в том числе запрещенные виды оружия. Во время обстрела Диму, закрывшего собой трех молодых ребят-контрактников, сильно ранило. «Я — триста!» — успел услышать от брата Денис, что означало: ранен.
Пробраться к пострадавшему в условиях боя оказалось чрезвычайно сложно, хотя эвакуационная машина находилась буквально в километре от позиции. Но каким-то чудом на свой страх и риск водителю, которым, кстати, оказался земляк братьев новочебоксарец Саша Окунев, удалось прорваться. «По пути Саша получил небольшие ранения, машину изрешетило, колесо пробило. Какое-то время Димку с другими ранеными прятали под кузовом, потом вывезли, а мы дальше продолжили бой», — рассказывает Денис.
Спустя неделю, первого июля, ранило и его. «Прилетела мина, подлая очень, бесшумная — ее называют полька-бабочка. Мне повезло: она попала в большой дуб, он разлетелся, а меня выкинуло взрывной волной. Досталось хорошо. Потом еще снайпер подцепил в плечо. Но, слава богу, живой». Восемь дней Денис провел в полевых госпиталях, пока, наконец, его не эвакуировали в Санкт-Петербург, в Военную медицинскую академию имени С.М. Кирова. Все это время младшему брату не давала покоя мысль о том, что с Дмитрием и где он? Информация о его поисках мгновенно разлетелась по боевому братству военнослужащих: здесь так принято, если один в беде, подключаются и все остальные, даже если не знают человека лично. «За три-четыре дня обзвонили все госпитали России, но, к сожалению, никаких сведений о брате не нашли».
Близкие наказали вернуться вместе
По злой иронии судьбы раненые Денис и Дмитрий находились в одном городе, даже в одном госпитале, но в разных корпусах, которые расположены всего в нескольких десятках метров друг от друга. Подлечившись, Денис не терял надежды найти родного человека — близкие отпустили их вместе, значит, и вернуться домой они должны вдвоем. Радостная весть из клиники его оглушила — брат жив! Придя в себя, Дмитрий смог сообщить свое имя, так его и обнаружили.
На днях Денис Любимов готовится вновь отбыть в зону проведения спецоперации. Признается, тяжело находиться здесь, пока твои ребята там воюют… Давно свыкся с мыслью, что отвечать нужно не только за самого себя, но и за своего товарища: «Почему называется братство? У нас нет слов «друг, сослуживец», есть «брат, братишка». Там начинаешь ценить товарищество. Ты в ответе за другого человека, а он — за тебя. Даже в бою сначала смотришь на напарника, о себе не думаешь вообще. Потому что знаешь, что в тяжелый миг именно он прикроет. А он точно так же думает о тебе».
По-братски делятся не только обязательства, но и банка тушенки, бутылка воды, патроны, хотя и сухпаек, и боеприпасы есть и у того, и у другого. «Сначала делишься с товарищем, потом — себе. Здесь так принято».
Это не война, это геноцид
Если своим ребятам бойцы доверяют безоговорочно, то на территории Украины приходится быть настороже. «Есть люди, даже целые семьи, которые с утра могут с тобой дружить, а ночью закладывают фугас в дом, где ночуют российские солдаты. Есть, конечно, и добрые люди. Мы им помогаем — они нам. В поселке Сухая Каменка оставались несколько семей. В ответ на нашу помощь продуктами и стройматериалами одна из хозяек отдавала козье молоко нашим солдатам. У них и самих-то не было ничего, а последним делились».
Показательно и такое поведение украинских националистов. Уходя из освобожденных нашими бойцами поселков, они из подлости делали непригодной для питья воду в колодцах: бросали туда трупы людей, собак. «Это не поддается здравому смыслу. А вдруг им придется вернуться в этот поселок, откуда они будут брать воду?» — недоумевали наши ребята. «Я как человек знающий, что такое война, с боевым опытом, оказавшись там, увидел много необъяснимого: там даже не война, там — геноцид. Непонятно, как можно делать такие страшные вещи со своим же народом, со своими земляками. Я там, чтобы этого не происходило у нас».
Победа будет
Не сломаться, почувствовать тепло, заботу и поддержку соотечественников, по словам Дениса Любимова, бойцам помогают весточки из дома, которые регулярно доставляют на передовую. Чебоксарец много раз видел, как при чтении строчек, написанных детской рукой, при взгляде на рисунки на глазах взрослых сильных мужчин выступали слезы, а кто-то и вовсе плакал навзрыд.
Как отметила председатель Союза женщин Чувашии Наталья Николаева, отправки писем, рисунков, теплых носков и других необходимых солдатам вещей обязательно продолжатся. А одну из коробок, доверху наполненную добрыми посланиями солдатам, прямо на встрече передали учащиеся школы № 37. «Это очень важно и дорого. Все письма обязательно дойдут до передовой», — пообещал растроганный Денис Любимов. А на просьбу мальчишек и девчонок непременно вернуться живыми, невредимыми и с победой однозначно ответил: «Обязательно!»